Программа тренинга
эмоционального интеллекта
Преподаватель
кафедры общей психологии СГГУ
Журавлёва
М.О.
Пояснительная записка
В конце 20 века оформилось предположение, что
существует некоторая совокупность способностей, которые позволяют человеку
продуктивно взаимодействовать с другими людьми, на основе понимания,
интерпретации и контроля собственных эмоций и эмоций других людей. Система
таких способностей получила название «эмоциональный интеллект».
Понимание
структуры ЭИ рознится среди авторов. Структура эмоционального интеллекта,
предложенная Дж.Мейером, П.Сэловеем, Д.Карузо включает следующие компоненты:
осознанная регуляция эмоций; понимание (осмысление) эмоций; ассимиляция эмоций в мышлении; различение и выражение
эмоций.
Д.Гоулман,
в отличии от П.Саловея
и Дж.Майера считает, что эмоциональный
интеллект человек может развивать и совершенствовать в течение всей своей
жизни. Автор считает, что структура ЭИ имеет более широкие границы и включает в
себя следующие компоненты.
1. Самосознание:
Эмоциональное
самосознание. Люди с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ
поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему
чутью картину в целом. Люди, наделенные развитым
эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми
и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал.
Точная самооценка. Люди с высокой самооценкой обычно
знают свои сильные стороны и осознают
пределы своих возможностей. Они
относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют
конструктивную критику и отзывы о себе.
Уверенность в себе. Точное знание своих способностей позволяет людям
полноценно использовать свои сильные стороны. Уверенные
в себе люди с радостью берутся за трудные задачи. Они не теряют ощущения реальности, обладают чувством
собственного достоинства.
2. Самоконтроль:
Обуздание эмоций. Люди, обладающие этим навыком, находят способы
контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и
даже использовать их на пользу делу. Такой человек способен сохранять спокойствие и рассудительность даже в условиях сильного стресса или во время кризиса — он остается невозмутимым даже в том случае, когда сталкивается с проблематичной ситуацией.
Открытость. Люди, которые откровенны с собой и окружающими, живут в согласии со своими ценностями. Открытость — искреннее выражение своих чувств и убеждений — способствует честным отношениям. Они открыто признают свои ошибки и неудачи и, не закрывая на это глаза, борются с неэтичным
поведением других.
Адаптивность. Люди, обладающие адаптивностью, способны ловко
расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии, и чувствуют себя комфортно в неизбежно полной неопределенностей организационной жизни. Они гибко
приспосабливаются к очередным сложностям, ловко
подстраиваются под меняющуюся ситуацию и чужды косности мышления перед лицом
новых данных и обстоятельств.
Воля к победе. Люди, которые обладают этим качеством, ориентируются на высокие личные стандарты, заставляющие их постоянно стремиться к совершенствованию — повышению качества собственной работы и эффективности деятельности подчиненных. Они
прагматичны, ставят перед собой не особенно высокие, но
требующие усилий цели, и способны рассчитать риск так, чтобы цели эти были достижимыми. Признаком воли к победе является постоянное желание учиться самому и обучать других приемам
более эффективной работы.
Инициативность.
Люди, чувствующие, что необходимо для эффективности, т.е. убежденные, что держат удачу за хвост, отличаются инициативностью. Они используют благоприятные возможности — или сами их создают, — а не просто сидят у моря и ждут погоды. Такой человек, не колеблясь, нарушит или как минимум обойдет правила, если это необходимо для будущего.
Оптимизм. Человек, который
заряжен оптимизмом, найдет способ выкрутиться из трудных обстоятельств, он
увидит в создавшейся
ситуации благоприятную возможность, а не угрозу. Он позитивно воспринимает других людей,
ожидая от них самых лучших проявлений. Благодаря его
мировоззрению («стакан
наполовину полон») он воспринимает все грядущие перемены как изменения к
лучшему.
3. Социальная чуткость:
Сопереживание. Люди, обладающие способностью прислушиваться к
чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных
сигналов. Это качество позволяет им понимать
невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп. Такие люди участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека.
Осведомленность. Люди, остро чувствующие все движения жизни, часто политически проницательны, способны выявлять важнейшие социальные
взаимодействия и разбираться в
тонкостях властной иерархии.
Предупредительность. Люди, наделенные этой способностью, стремятся
создать вокруг себя такой эмоциональный климат, который будет позитивно влиять
на других людей и отношения с ними.
4. Управление отношениями:
Воодушевление. Люди с такими навыками умеют вызвать у других отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Такие руководители лично подают
подчиненным пример желаемого поведения и способны
отчетливо изложить общую миссию так, чтобы воодушевить остальных. Они ставят цель, выходящую за рамки повседневных задач, и тем
самым делают работу сотрудников более одухотворенной.
Влияние. Признаки
способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный
тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь
на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой
поддержки своей инициативы. Когда люди, владеющие этим
навыком, обращаются к группе, они неизменно убедительны и
обаятельны.
Помощь в самосовершенствовании. Люди, имеющие опыт развития человеческих
способностей, проявляют неподдельный интерес к тем, кому
они помогают совершенствоваться, — видят их цели,
достоинства и недостатки. Они от природы хорошие учителя и наставники.
Содействие изменениям. Люди, которые умеют инициировать преобразования,
способны разглядеть необходимость в изменениях, бросить
вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать
новый. Они могут убедительно выступать в защиту преобразований даже перед лицом оппозиции, приводя веские доводы в пользу необходимости перемен. Они умеют находить практические способы
преодоления препятствий, стоящих у них на пути. Урегулирование конфликтов. Люди, которые
искусно улаживают разногласия, умеют вызвать на откровенный
разговор конфликтующие стороны; они способны понять разные
мнения и затем нащупать точку соприкосновения — идеал,
который смогут разделить все. Они выводят конфликт на
поверхность, принимают чувства и позиции всех его участников, а затем
направляют эту энергию в русло общего идеала.
Командная работа и сотрудничество. Люди, которых можно назвать великолепными
командными игроками, способны создавать атмосферу
общности, подают другим пример уважительного, отзывчивого
и товарищеского отношения к людям. Они вовлекают
остальных в активное, азартное стремление к общим идеалам, укрепляют моральный дух и чувство единства коллектива[ ].
Ещё более
широкая трактовка эмоционального
интеллекта содержится в модели Р.Бар-Она. Автор определяет ЭИ как все некогнитивные способности,
знания и компетентность, которые дают человеку возможность успешно справляться
с различными жизненными ситуациями. Р.Бар-Он выделяет пять сфер компетентности.
Каждая из пяти составляющих ЭИ состоит из нескольких субкомпонентов: 1) познание себя: осознание своих эмоций,
уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; 2) навыки
межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная
ответственность; 3) способность к адаптации: решение проблем, связь с
реальностью, гибкость; 4) управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к
стрессу, контроль за импульсивностью; 5) преобладающее настроение: счастье,
оптимизм. [7].
Российский
исследователь Д.В. Люсин, отталкиваясь от существующих концепций, предлагает
собственную модель ЭИ. Эмоциональный интеллект понимается им как способность к
пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.
Способность
к пониманию эмоций означает, что человек: может распознать эмоцию, т.е.
установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека;
может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает
он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение; понимает
причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.
Способность к управлению
эмоциями означает, что человек: может контролировать интенсивность эмоций,
прежде всего, приглушать довольно сильные эмоции; может контролировать внешнее
выражение эмоций; может при необходимости вызвать ту или иную эмоцию.
Таким образом, хотя и
мнения исследователей рознятся в отношении понимания структуры эмоционального
интеллекта, сходятся они в одном – ЭИ представляет собой сложный
психологический феномен, развитие которого является необходимым для:
- для людей профессий
«человек-человек», в первую очередь для педагогов, воспитателей и психологов;
- для подростков,
эмоциональная жизнь которых нуждается в упорядочивании на основе установления
взаимодействия аффекта и интеллекта,
- для детей и родителей;
- для инвалидов,
развитие эмоционального интеллекта которых может служить базой взаимодействия с
другими людьми, компенсацией физических и моторно-двигательных
ограничений.
- для любого человека,
как фактор саморазвития и гармонизации взаимодействия с окружающими.
Характеристика тренинговой программы
Цель
тренинга: формирование
доверительного и аутентичного отношения к миру на основании развития
способностей понимания собственных эмоций и эмоций других людей, формирования
навыков контроля собственных эмоций и развития эмоционального взаимодействия с
окружающими.
Возрастная
категория участников: представленный тренинг может проводиться в подростковой
группе (14-16 лет); в юношеской группе (от 17 лет) и во взрослой группе, где возраст
участников не ограничивается. В зависимости от возраста участников программа
тренинга может корректироваться с учётом возрастных особенностей группы.
Тренинг включает в себя 6 занятий по 2 часа (120
мин.), время проведения тренинга – 12 часов.
В данной программе представлен минимальный объем
занятий необходимый для получения базовых знаний, умений и навыков в области
эмоционального интеллекта. По желанию организаторов тренинг может быть расширен
до 10 – 15 занятий.
Знания, умения и навыки, приобретенные в
процессе тренинговых занятий могут способствовать:
- гармонизации взаимоотношений личности в семье
и коллективе;
- развитию способностей личности к
межкультурному диалогу и взаимодействию;
- развитию лидерских качеств;
- развитию гуманных чувств;
- формированию позитивного отношения к миру;
- снижению уровня агрессивности личности и актов
проявления агрессии;
- появлению стойкого интереса к собственному
эмоциональному миру и к другому человеку, как к носителю эмоциональной энергии.
Структура
тренинга Эмоционального интеллекта
№ занятия
|
название
|
цель
|
Время проведения
|
Материалы, оборудование
|
ЗАНЯТИЕ
1.
|
Знакомство. Диагностика эмоционального
интеллекта
|
Цель:
знакомство; формирования представлений об ЭИ; самоанализ эмоционального
интеллекта участниками группы.
|
2 часа (120 мин.)
|
Бумага, ручка; изображения людей в
разных эмоциональных состояниях.
|
ЗАНЯТИЕ
2.
|
«Я и мир вокруг».
|
Цель: развитие групповой перцепции;
формирование умений слышать, понимать и передавать настроения, чувства,
эмоции.
|
2 часа
(120 мин.)
|
Изображение
«мамлыны», «жакарега», «куки», «бубы» на формате А4 каждый (см. упражнение
3); карманные зеркала.
|
ЗАНЯТИЕ
3.
|
«Я – эмоция – чувство»
|
Цель:
знакомство с основными эмоциональными состояниями, эмоциями и чувствами
человека.
|
2 часа
(120 мин.)
|
2-3
листа ватмана, старые журналы для вырезания элементов калажа, фломастеры,
карандаши; мадагаскарские шипящие тараканы и домашние крысы(см. упражнение
6).
|
ЗАНЯТИЕ 4.
|
«Я понимаю – я доверяю»
|
Цель: развитие аутентичности участников, развитие навыков самопонимания
и самоконтроля, развитие чувства доверия.
|
2 часа
(120 мин.)
|
Карточки
с написанными на них названиями эмоций и чувств, ручки, бумага.
|
ЗАНЯТИЕ
5.
|
«Я – знаю»
|
Цель:
развитие эмоционального опыта и эмоциональной осведомленности.
|
2 часа
(120 мин.)
|
Карточки
с написанными на них названиями эмоций и чувств, ручки, бумага.
|
ЗАНЯТИЕ
6.
|
«Я – настоящий»
|
Цель:
раскрытие эмоционального потенциала участников; развитие эмоциональной
креативности.
|
2 часа
(120 мин.)
|
Бумага
для каждого члена группы, краски, кисти, карандаши.
|
Всего
|
|
|
12 часов
|
|
|