Каталог файлов
Меню сайту

Категорії розділу
Мои файлы [6]

Наше опитування
Звідки ви дізнались про наш сайт
Всього відповідей: 28

Друзі сайту
www.fonddobro.ru

Форма входу

Пошук

Вітаю Вас, Гість · RSS 17.05.2024, 09:44

Головна » Файли » Мои файлы

Программа тренинга эмоционального интеллекта. Преподавателя кафедры общей психологии СГГУ Журавлёвой М.О.
[ Викачати з сервера (45.2 Kb) ] 28.09.2009, 11:25

Программа тренинга эмоционального интеллекта

 

Преподаватель кафедры общей психологии СГГУ

Журавлёва М.О.

 

Пояснительная записка

 В конце 20 века оформилось предположение, что существует некоторая совокупность способностей, которые позволяют человеку продуктивно взаимодействовать с другими людьми, на основе понимания, интерпретации и контроля собственных эмоций и эмоций других людей. Система таких способностей получила название «эмоциональный интеллект».

Понимание структуры ЭИ рознится среди авторов. Структура эмоционального интеллекта, предложенная Дж.Мейером, П.Сэловеем, Д.Карузо включает следующие компоненты: осознанная регуляция эмоций; понимание (осмысление) эмоций; ассимиляция   эмоций в мышлении; различение и выражение эмоций.

Д.Гоулман, в отличии от П.Саловея и Дж.Майера считает, что  эмоциональный интеллект человек может развивать и совершенствовать в течение всей своей жизни. Автор считает, что структура ЭИ имеет более широкие границы и включает в себя следующие компоненты.

1. Самосознание:

Эмоциональное самосознание. Люди с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущени­ям и осознают воздействие своих чувств на собственное психоло­гическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом. Люди, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают спра­ведливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал.

Точная самооценка. Люди с высокой самооценкой обычно знают свои сильные стороны и осознают пределы своих возможностей. Они относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навы­кам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о себе.

Уверенность в себе. Точное знание своих способностей позволя­ет людям полноценно использовать свои сильные стороны. Уверенные в себе люди с радостью берутся за трудные задачи. Они не теряют ощущения реальности, обладают чувством собственного достоинства.

2. Самоконтроль:

Обуздание эмоций. Люди, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои разрушительные эмоции и им­пульсы и даже использовать их на пользу делу. Такой человек способен сохранять спокойствие и рассудительность даже в условиях сильного стресса или во время кризиса — он остается невозмутимым даже в том случае, когда сталкивается с проблема­тичной ситуацией.

Открытость. Люди, которые откровенны с собой и окружаю­щими, живут в согласии со своими ценностями. Открытость — искреннее выражение своих чувств и убеждений — способству­ет честным отношениям. Они открыто признают свои ошибки и неудачи и, не закрывая на это глаза, борются с неэтич­ным поведением других.

Адаптивность. Люди, обладающие адаптивностью, способны ловко расправляться с многообразными требованиями, не те­ряя сосредоточенности и энергии, и чувствуют себя комфортно в неизбежно полной неопределенностей организационной жиз­ни. Они гибко приспосабливаются к очередным сложностям, ловко подстраиваются под меняющуюся ситуацию и чужды косности мышления перед лицом новых данных и обстоя­тельств.

Воля к победе. Люди, которые обладают этим качеством, ориен­тируются на высокие личные стандарты, заставляющие их посто­янно стремиться к совершенствованию — повышению качества собственной работы и эффективности деятельности подчинен­ных. Они прагматичны, ставят перед собой не особенно высо­кие, но требующие усилий цели, и способны рассчитать риск так, чтобы цели эти были достижимыми. Признаком воли к победе является постоянное желание учиться самому и обучать других приемам более эффективной работы.

Инициативность. Люди, чувствующие, что необходимо для эффективности, т.е. убежденные, что держат удачу за хвост, отличаются инициативностью. Они используют благоприятные возможности — или сами их создают, — а не просто сидят у моря и ждут погоды. Такой человек, не колеблясь, нарушит или как ми­нимум обойдет правила, если это необходимо для будущего.

Оптимизм. Человек, который заряжен оптимизмом, найдет способ выкрутиться из трудных обстоятельств, он увидит в создавшейся ситуации благоприятную возможность, а не угрозу. Он позитивно воспринимает других людей, ожидая от них самых лучших проявлений. Благодаря его мировоззрению («стакан наполовину полон») он воспринимает все грядущие перемены как изменения к лучшему.

3. Социальная чуткость:

Сопереживание. Люди, обладающие способностью прислуши­ваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет им понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и це­лых групп. Такие люди участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека.

Осведомленность. Люди, остро чувствующие все движе­ния жизни, часто политически проницательны, способны выявлять важнейшие социальные взаимодействия и разбираться в тонкостях властной иерархии.

Предупредительность. Люди, наделенные этой способностью, стремятся создать вокруг себя такой эмоциональный климат, который будет позитивно влиять на других людей и отношения с ними.

4. Управление отношениями:

Воодушевление. Люди с такими навыками умеют вызвать у других отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Такие руководители лич­но подают подчиненным пример желаемого поведения и способ­ны отчетливо изложить общую миссию так, чтобы воодушевить остальных. Они ставят цель, выходящую за рамки повседневных задач, и тем самым делают работу сотрудников более одухотво­ренной.

Влияние. Признаки способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторо­ну заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Когда люди, владеющие этим навыком, обраща­ются к группе, они неизменно убедительны и обаятельны.

Помощь в самосовершенствовании. Люди, имеющие опыт разви­тия человеческих способностей, проявляют неподдельный инте­рес к тем, кому они помогают совершенствоваться, — видят их цели, достоинства и недостатки. Они от при­роды хорошие учителя и наставники.

Содействие изменениям. Люди, которые умеют инициировать преобразования, способны разглядеть необходимость в измене­ниях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаи­вать новый. Они могут убедительно выступать в защиту преобра­зований даже перед лицом оппозиции, приводя веские доводы в пользу необходимости перемен. Они умеют находить практичес­кие способы преодоления препятствий, стоящих у них на пути. Урегулирование конфликтов. Люди, которые искусно улаживают разногласия, умеют вызвать на откровенный разговор конфлик­тующие стороны; они способны понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения — идеал, который смогут раз­делить все. Они выводят конфликт на поверхность, принимают чувства и позиции всех его участников, а затем направляют эту энергию в русло общего идеала.

Командная работа и сотрудничество. Люди, которых можно на­звать великолепными командными игроками, способны создавать атмосферу общности, подают другим пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Они вовлека­ют остальных в активное, азартное стремление к общим идеалам, укрепляют моральный дух и чувство единства коллектива[ ].

Ещё более широкая трактовка  эмоционального интеллекта содержится в модели Р.Бар-Она. Автор определяет ЭИ как все некогнитивные способности, знания и компетентность, которые дают человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Р.Бар-Он выделяет пять сфер компетентности. Каждая из пяти составляющих ЭИ состоит из нескольких субкомпонентов:  1) познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; 2) навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; 3) способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость; 4) управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; 5) преобладающее настроение: счастье, оптимизм. [7].

Российский исследователь Д.В. Люсин, отталкиваясь от существующих концепций, предлагает собственную модель ЭИ. Эмоциональный интеллект понимается им как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек: может распознать эмоцию, т.е. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека; может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек: может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать довольно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости вызвать ту или иную эмоцию.

Таким образом, хотя и мнения исследователей рознятся в отношении понимания структуры эмоционального интеллекта, сходятся они в одном – ЭИ представляет собой сложный психологический феномен, развитие которого является необходимым для:

- для людей профессий «человек-человек», в первую очередь для педагогов, воспитателей и психологов;

- для подростков, эмоциональная жизнь которых нуждается в упорядочивании на основе установления взаимодействия аффекта и интеллекта,

- для детей и родителей;

- для инвалидов, развитие эмоционального интеллекта которых может служить базой взаимодействия с другими людьми, компенсацией физических и моторно-двигательных ограничений.  

- для любого человека, как фактор саморазвития и гармонизации взаимодействия с окружающими.

Характеристика тренинговой программы

Цель тренинга: формирование доверительного и аутентичного отношения к миру на основании развития способностей понимания собственных эмоций и эмоций других людей, формирования навыков контроля собственных эмоций и развития эмоционального взаимодействия с окружающими.

Возрастная категория участников: представленный тренинг может проводиться в подростковой группе (14-16 лет); в юношеской группе (от 17 лет) и во взрослой группе, где возраст участников не ограничивается. В зависимости от возраста участников программа тренинга может корректироваться с учётом возрастных особенностей группы.

Тренинг включает в себя 6 занятий по 2 часа (120 мин.), время проведения тренинга – 12 часов.

В данной программе представлен минимальный объем занятий необходимый для получения базовых знаний, умений и навыков в области эмоционального интеллекта. По желанию организаторов тренинг может быть расширен до 10 – 15 занятий.

Знания, умения и навыки, приобретенные в процессе тренинговых занятий могут способствовать:

- гармонизации взаимоотношений личности в семье и коллективе;

- развитию способностей личности к межкультурному диалогу и взаимодействию;

- развитию лидерских качеств;

- развитию гуманных чувств;

- формированию позитивного отношения к миру;

- снижению уровня агрессивности личности и актов проявления агрессии;

- появлению стойкого интереса к собственному эмоциональному миру и к другому человеку, как к носителю эмоциональной энергии.

 

Структура тренинга Эмоционального интеллекта

№ занятия

название

цель

Время проведения

Материалы, оборудование

ЗАНЯТИЕ 1.

Знакомство. Диагностика эмоционального интеллекта

Цель: знакомство; формирования представлений об ЭИ; самоанализ эмоционального интеллекта участниками группы.

2 часа (120 мин.)

Бумага, ручка; изображения людей в разных эмоциональных состояниях.

ЗАНЯТИЕ 2.

 

«Я и мир вокруг».

Цель: развитие групповой перцепции; формирование умений слышать, понимать и передавать настроения, чувства, эмоции.

2 часа (120 мин.)

Изображение «мамлыны», «жакарега», «куки», «бубы» на формате А4 каждый (см. упражнение 3); карманные зеркала.

ЗАНЯТИЕ 3.

 

«Я – эмоция – чувство»

Цель: знакомство с основными эмоциональными состояниями, эмоциями и чувствами человека.

2 часа (120 мин.)

2-3 листа ватмана, старые журналы для вырезания элементов калажа, фломастеры, карандаши; мадагаскарские шипящие тараканы и домашние крысы(см. упражнение 6).

ЗАНЯТИЕ 4.

 

«Я понимаю – я доверяю»

Цель: развитие аутентичности участников, развитие навыков самопонимания и самоконтроля, развитие чувства доверия.

2 часа (120 мин.)

Карточки с написанными на них названиями эмоций и чувств, ручки, бумага.

ЗАНЯТИЕ 5.

 

«Я – знаю»

Цель: развитие эмоционального опыта и эмоциональной осведомленности.

2 часа (120 мин.)

Карточки с написанными на них названиями эмоций и чувств, ручки, бумага.

ЗАНЯТИЕ 6.

 

«Я – настоящий»

Цель: раскрытие эмоционального потенциала участников; развитие эмоциональной креативности.

2 часа (120 мин.)

Бумага для каждого члена группы, краски, кисти, карандаши.

 

Всего

 

 

12 часов

 

 

Категорія: Мои файлы | Додав: m_v_v
Переглядів: 4085 | Завантажень: 262 | Коментарі: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz