Тренинг «Формирование личностных и профессионально
важных качеств
(тренинг формирования толерантности)»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Толерантность играет особую роль
в индивидуально-личностном развитии человека, в его социализации, обучении,
социальных отношениях и конечно в профессиональной деятельности, где
толерантность является залогом её эффективности.
Для
психолога как специалиста толерантность является одним из основополагающих
качеств. В работе с людьми важны не только знания и умения, но и сама личность специалиста,
его способность взаимодействовать с окружающими людьми и выстраивать с ними
конструктивные отношения, основанные на взаимодоверии и взаимоуважении.
Толерантность как ценностное отношение человека к людям, выражается в
признании, принятии и понимании личности другого человека. Все это является
залогом успеха, не только в профессиональных, но и в межличностных отношениях.
Данная программа предполагает развитие
способности видеть в «другом» полноценную, равноценную личность; готовность
человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире; уважительно
относиться к существованию другой точки зрения на предметы и явления действительности
и др.
Тренинг "Формирование личностных и профессионально важных качеств
(тренинг формирования толерантности)", разработан для студентов 1 – 2
курсов обучения и направлен на развитие у них способности воспринимать
«другого» с пониманием его отличительных характеристик как проявлений его
индивидуальности и неповторимости, быть готовым к диалогу, к компромиссу,
отказаться от претензий на собственную непогрешимость и исключительность.
Цель
тренинговой программы – повышение уровня толерантных установок; формирование
навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта,
бесконфликтного поведения и навыков саморегуляции.
Особое внимание
уделялось развитию у студентов качеств, необходимых для взаимодействия с
окружающими людьми в профессиональной деятельности.
Задачи:
·
Обучение анализу
своего внутреннего состояния и состояния других людей.
·
Осознание своих
трудностей в общении и способов толерантного взаимодействия.
·
Формирование
толерантных способов реагирования на явления и события собственной жизни и
окружающего мира.
·
Развитие способности
эмоциональной саморегуляции.
·
Развитие доверия,
эмпатии, принятия других людей и самого себя.
Основные методы
Методы группового психологического тренинга: ролевые игры, моделирование,
релаксационные техники, психодрамма, групповая дискуссия, психогимнастика,
приемы игровой терапии, элементы тренинга поведения.
Тренинговые занятия строятся по стандартной схеме:
·
Разминка, целью
которой является создание положительного эмоционального фона и настроя
участников на работу в группе, формирование атмосферы безопасности и доверия.
·
Основная часть
направлена на решение задач, заявленных в программе. В основной части
предполагается выполнение групповых психотехнических игр, разыгрывание и
моделирование проблемных ситуаций, групповая дискуссия. Важная составляющая
этой части – задания с элементами арттерапии, направленные на отреагирования
негативных переживаний, снятие тревожности, агрессивности, освоение релаксационных
– приемов.
·
Заключительная
часть, направленная на подведение итогов, получение обратной связи. В
заключительной части участники делятся чувствами, обмениваются мнениями, дают
свою оценку происходящего на занятии.
Программа тренинга рассчитана на 6 занятий (1 занятие =1 академический
час). Форма работы групповая, объем группы до 15 человек.
|